УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 65» от 30.09.2019 № 01- 14/173/1 «Об утверждении локальных актов» Черепова Татьяна Валерьевна Подписано цифровой подписью: Черепова Татьяна Валерьевна Дата: 2023.11.16 10:01:57 +05'00' Т.В. Черепова Положение о психолого-педагогическом консилиуме Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» (МБДОУ «Детский сад № 65») 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме (далее – Положение) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» (далее – ДОУ) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого–медикопедагогической комиссии», Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 года № Р-93 «Об утверждении Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 года №27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме образовательного учреждения», Уставом ДОУ. 1.2. Данное Положение определяет цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума, а также его структуру и режим деятельности, описывает алгоритм проведения обследования и содержание рекомендаций консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников, устанавливает права и обязанности участников консилиума, устанавливает перечень документации психолого-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. Психолого-педагогический консилиум ДОУ (далее – Консилиум) в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, Уставом ДОУ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность ДОУ. 1.4. Консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей воспитанников и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи как в самом дошкольном образовательном учреждении, так и за его пределами. 1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из профессиональных мнений (суждений) педагогов и специалистов сопровождения, а также участников образовательной деятельности, заинтересованных в успешном воспитании, обучении и развитии детей. 2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума 2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья детей. 2.2. Задачами деятельности Консилиума ДОУ являются: • организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики воспитанника с использованием современных диагностических методик, направленных на выявление актуального уровня развития детей, а именно: особенностей сенсомоторного развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи, и определение потенциальных возможностей воспитанников; • выявление детей, не проходивших ТПМПК, но, тем не менее, нуждающихся в дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация работы с родителями (законными представителями) таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ТПМПК; • определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ; • подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы сопровождения; • содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с заключением ТПМПК; • отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации программ коррекционно-развивающей работы; • координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов работы по сопровождению воспитанников; • разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной деятельности; • подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального развития воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ТПМПК (Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», п. 15). 2.3. Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения выполняет следующие функции: • экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность и достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в усвоении основной образовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах; • аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого, системного и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и результатах обследования на Консилиуме; • методическая – реализуется через формирование и использование пакетов стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста в условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования воспитанника, к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности Консилиума; • функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и оценке эффективности психолого-педагогической помощи; • социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его семьи, оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность. 3. Структура психолого-педагогического консилиума 3.1. Психолого-педагогический консилиум создаётся приказом заведующего ДОУ на текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя заведующего по воспитательной и методической работе. Приказом заведующего ДОУ утверждается положение о Консилиуме, его состав, график работы, формы документов, председатель и секретарь. 3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя Консилиума или лица, исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, педагог-психолог, учительлогопед, учитель-дефектолог. 3.3. На заседание Консилиума приглашаются педагогические работники, работающие с конкретными воспитанниками. 3.4. Документы Консилиума, включая карты развития воспитанников, получающих психолого-педагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и выдаются педагогическим работникам при необходимости. 3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол Консилиума оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания. 3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания. 3.6. Коллегиальное решение Консилиума, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами Консилиума в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного ребенка. 3.7. Коллегиальное заключение Консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) воспитанника с коллегиальным заключением Консилиума они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения, а образовательная деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 3.8. Коллегиальное заключение Консилиума доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 3.9. При направлении воспитанника на территориальную психолого-медикопедагогическую комиссию оформляется Коллегиальное заключение на воспитанника для предоставления на ТПМПК. 3.10. Председатель Консилиума: • организует планирование, утверждает годовой план работы Консилиума и обеспечивает систематичность его заседаний; • возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения; • координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных представителей), педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых кадровых ресурсов); • обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий, предусмотренных программой психолого-педагогического сопровождения и рекомендациями ТПМПК. 3.11. Секретарь Консилиума: • ведет отчетную и текущую документацию Консилиума; • оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных на заседание, о дате, месте и времени его проведения; • ведет протокол заседания Консилиума; • координирует взаимодействие Консилиума с ТПМПК и другими организациями (при необходимости). 3.12. Члены Консилиума: • организуют диагностику для определения уровня актуального развития ребенка, выявления причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии и поведении; определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по созданию оптимальных условий воспитания, обучения, адаптации и социализации детей; • участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического сопровождения. 3.13. Педагогические работники: • организуют подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям Консилиума; • выявляют трудности, которые испытывает воспитанник в различных педагогических ситуациях, в общении со сверстниками; • предоставляют информацию об индивидуальных потребностях воспитанника в организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и самочувствии; • координируют взаимодействие специалистов сопровождения (график работы, встречи, консультации) с родителями (законными представителями) воспитанника; • отслеживают динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой ему психолого-педагогической помощи; • доводят обобщенную информацию до сведения специалистов Консилиума на плановых заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем воспитанника на внеплановых заседаниях. 3.14. Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником: • исполняют рекомендации ТПМПК и Консилиума при организации образовательной деятельности, учитывают его индивидуальные особенности; • соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для сопровождаемого воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и технические средства, специальный дидактический материал, оценивание достижений, темп и объем выполнения заданий и др.); • участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и родителей (законных представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника. • Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4262 4. Режим деятельности Консилиума 4.1. Периодичность проведения заседаний Консилиума определяется запросом ДОУ на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в графике проведения заседаний. 4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. 4.3. Плановые заседания Консилиума проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и коррекции, внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся: • при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; • при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и развития воспитанника; • при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника, педагогических сотрудников ДОУ; • с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 4.5. При проведении Консилиума учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами Консилиума, степень социализации и адаптации воспитанников. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников ДОУ по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников. 4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно. 4.7. Специалисты, включенные в состав Консилиума, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний Консилиума, а также запросами воспитанников на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанника. 5. Проведение обследования 5.1. Процедура и продолжительность обследования определяются, исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника. 5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей). 5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем Консилиума заблаговременно информирует членов Консилиума о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение заседания Консилиума. 5.4. На период подготовки к Консилиуму и последующей реализации рекомендаций воспитаннику назначается куратор (воспитатель или другой специалист). Куратор представляет воспитанника на Консилиуме и выходит с инициативой повторных обсуждений на Консилиум (при необходимости). 5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании Консилиума обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение Консилиума. 5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами Консилиума, степени социализации и адаптации воспитанников. 6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников 6.1. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения детьми с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ТПМПК и могут включать в том числе: • разработку адаптированной образовательной программы дошкольного образования; • разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника; • адаптацию учебных материалов; • разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов освоения программы коррекционной работы; • внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанником; • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ. 6.2. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия воспитания, обучения и развития, требующие организации воспитания и обучения по индивидуальному образовательному маршруту, медицинского сопровождения, в том числе: • организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня (снижение двигательной нагрузки); • снижение объема обучающих занятий; • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь; • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ. 6.3. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника, испытывающего трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: • проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с воспитанниками; • разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника; • адаптацию учебных материалов; • разработку индивидуальной профилактической программы в отношении воспитанника с девиантным поведением; • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ. 7. Права и обязанности 7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право: • присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании Консилиума при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной программы, степени его социализации и адаптации; • знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением; • вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных условий; • получать консультации специалистов Консилиума по вопросам реализации мер, необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адаптации, включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи; • получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности Консилиума. 7.2. Родители (законные представители) обязаны: • неукоснительно следовать рекомендациям Консилиума (в ситуации согласия с его решениями); • обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих занятий и курсов специалистов сопровождения. 7.3. Специалисты Консилиума обязаны: • руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей; • применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников; • не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического сопровождения; • соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях. 7.4. Специалисты Консилиума имеют право: • иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации Консилиума; • представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и направлениях собственной деятельности в качестве представителя дошкольного образовательного учреждения при обследовании ребенка на Консилиуме. 8. Документация Консилиума в ДОУ 8.1. В перечень документации Консилиума в ДОУ входит: • приказ о создании Консилиума с утвержденным составом специалистов Консилиума; • Положение о Консилиуме в ДОУ; • график проведения плановых заседаний Консилиума на учебный год; • журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших Консилиума; • журнал регистрации коллегиальных заключений Консилиума; • журнал направлений воспитанников на ТПМПК; • протоколы заседания Консилиума; • карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое сопровождение: • результаты комплексного обследования специалистов Консилиума; • представление воспитанника на ТПМПК; • коллегиальные заключения Консилиума; • карта индивидуальных достижений; • согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4262 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Настоящее положение вступает в силу с 01 октября 2019 года. Положение о психолого-педагогическом консилиуме принято с учетом мнения: совета родителей (законных представителей) (протокол № 3 от 20.09.2019г.); педагогического совета (протокол № 1 от 28.08.2019г.).