Положение о психолого-педагогическом консилиуме в ДОУ

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 65»
от 30.09.2019 № 01- 14/173/1
«Об утверждении локальных актов»
Черепова
Татьяна
Валерьевна

Подписано цифровой
подписью: Черепова
Татьяна Валерьевна
Дата: 2023.11.16 10:01:57
+05'00'

Т.В. Черепова

Положение
о психолого-педагогическом консилиуме
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 65 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению
развития детей» (МБДОУ «Детский сад № 65»)

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме (далее – Положение)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
65 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому направлению развития детей» (далее – ДОУ) разработано в
соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 20.09.2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого–медикопедагогической комиссии», Распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.09.2019 года № Р-93 «Об утверждении Примерного Положения о
психолого-педагогическом
консилиуме
образовательной
организации»,
письмом
Минобразования России от 27.03.2000 года №27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме образовательного учреждения», Уставом ДОУ.
1.2. Данное Положение определяет цель, задачи и функции психолого-педагогического
консилиума, а также его структуру и режим деятельности, описывает алгоритм проведения
обследования и содержание рекомендаций консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников, устанавливает права и обязанности
участников консилиума, устанавливает перечень документации психолого-педагогического
консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Психолого-педагогический консилиум ДОУ (далее – Консилиум) в своей деятельности
руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской
Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления
образования, Уставом ДОУ и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации, регламентирующими деятельность ДОУ.
1.4. Консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности
специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на
решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых
образовательных потребностей воспитанников и определения стратегии оказания
психолого-педагогической помощи как в самом дошкольном образовательном учреждении,
так и за его пределами.
1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об
отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из профессиональных мнений
(суждений) педагогов и специалистов сопровождения, а также участников образовательной
деятельности, заинтересованных в успешном воспитании, обучении и развитии детей.

2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной
образовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных
возможностей детского сада и в соответствии с особыми образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья детей.
2.2. Задачами деятельности Консилиума ДОУ являются:
• организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики
воспитанника с использованием современных диагностических методик, направленных на
выявление актуального уровня развития детей, а именно: особенностей сенсомоторного
развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня развития
речи, и определение потенциальных возможностей воспитанников;
• выявление детей, не проходивших ТПМПК, но, тем не менее, нуждающихся в
дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных
специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация работы с родителями

(законными представителями) таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их
на ТПМПК;
• определение
характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ;
• подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения,
необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы
сопровождения;
• содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и
инвалидностью в соответствии с заключением ТПМПК;
• отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации
программ коррекционно-развивающей работы;
• координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов
работы по сопровождению воспитанников;
• разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной
деятельности;
• подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального
развития воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также
характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ТПМПК (Приказ
Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения
выполняет следующие функции:
• экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность и
достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в усвоении основной
образовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах;
• аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого,
системного и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и результатах
обследования на Консилиуме;
• методическая – реализуется через формирование и использование пакетов
стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста в
условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования воспитанника, к
формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности
Консилиума;
• функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и
оценке эффективности психолого-педагогической помощи;
• социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его семьи,
оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность.

3. Структура психолого-педагогического консилиума
3.1. Психолого-педагогический консилиум создаётся приказом заведующего ДОУ на
текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя
заведующего по воспитательной и методической работе. Приказом заведующего ДОУ
утверждается положение о Консилиуме, его состав, график работы, формы документов,
председатель и секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя Консилиума или
лица, исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель
заведующего по воспитательной и методической работе, педагог-психолог, учительлогопед, учитель-дефектолог.
3.3. На заседание Консилиума приглашаются педагогические работники, работающие с
конкретными воспитанниками.

3.4. Документы Консилиума, включая карты развития воспитанников, получающих
психолого-педагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и
выдаются педагогическим работникам при необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол Консилиума оформляется не
позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми
участниками заседания.
3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением
ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания.
3.6. Коллегиальное решение Консилиума, содержащее обобщенную характеристику
воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения,
фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами Консилиума в день
проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими
рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического
сопровождения обследованного ребенка.
3.7. Коллегиальное заключение Консилиума доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных
представителей) воспитанника с коллегиальным заключением Консилиума они выражают
свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения, а
образовательная деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной
программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
3.8. Коллегиальное заключение Консилиума доводится до сведения педагогических
работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в
его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведения заседания.
3.9. При направлении воспитанника на территориальную психолого-медикопедагогическую комиссию оформляется Коллегиальное заключение на воспитанника для
предоставления на ТПМПК.
3.10. Председатель Консилиума:
• организует планирование, утверждает годовой план работы Консилиума и
обеспечивает систематичность его заседаний;
• возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
• координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных представителей),
педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между дошкольным образовательным
учреждением и социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых
кадровых ресурсов);
• обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных
программой
психолого-педагогического
сопровождения
и
рекомендациями ТПМПК.
3.11. Секретарь Консилиума:
• ведет отчетную и текущую документацию Консилиума;
• оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных на
заседание, о дате, месте и времени его проведения;
• ведет протокол заседания Консилиума;
• координирует взаимодействие Консилиума с ТПМПК и другими организациями (при
необходимости).
3.12. Члены Консилиума:
• организуют диагностику для определения уровня актуального развития ребенка,
выявления причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии и
поведении;

определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а
также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей)
по созданию оптимальных условий воспитания, обучения, адаптации и социализации детей;
• участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
3.13. Педагогические работники:
• организуют подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям
Консилиума;
• выявляют трудности, которые испытывает воспитанник в различных педагогических
ситуациях, в общении со сверстниками;
• предоставляют информацию об индивидуальных потребностях воспитанника в
организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и самочувствии;
• координируют взаимодействие специалистов сопровождения (график работы,
встречи, консультации) с родителями (законными представителями) воспитанника;
• отслеживают динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой ему
психолого-педагогической помощи;
• доводят обобщенную информацию до сведения специалистов Консилиума на
плановых заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем
воспитанника на внеплановых заседаниях.
3.14. Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником:
• исполняют рекомендации ТПМПК и Консилиума при организации образовательной
деятельности, учитывают его индивидуальные особенности;
• соблюдают
специальные
образовательные
условия,
необходимые
для
сопровождаемого воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и
технические средства, специальный дидактический материал, оценивание достижений, темп
и объем выполнения заданий и др.);
• участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и родителей
(законных представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника.
•

Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4262

4. Режим деятельности Консилиума
4.1. Периодичность проведения заседаний Консилиума определяется запросом ДОУ на
обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в
графике проведения заседаний.
4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания Консилиума проводятся в соответствии с графиком проведения, но
не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и коррекции,
внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:
• при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом
сопровождении;
• при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и развития
воспитанника;
• при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие
воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей)
воспитанника, педагогических сотрудников ДОУ;
• с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении Консилиума учитываются результаты освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами Консилиума,
степень социализации и адаптации воспитанников. На основании полученных данных
разрабатываются рекомендации для участников ДОУ по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников.

4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав Консилиума, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний Консилиума, а также запросами воспитанников на обследование и организацию
комплексного сопровождения воспитанника.

5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования определяются, исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей
обследуемого воспитанника.
5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного
согласия родителей (законных представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем Консилиума заблаговременно
информирует членов Консилиума о предстоящем заседании, организует подготовку и
проведение заседания Консилиума.
5.4. На период подготовки к Консилиуму и последующей реализации рекомендаций
воспитаннику назначается куратор (воспитатель или другой специалист). Куратор
представляет воспитанника на Консилиуме и выходит с инициативой повторных
обсуждений на Консилиум (при необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации. На заседании Консилиума обсуждаются результаты
обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение
Консилиума.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования
специалистами Консилиума, степени социализации и адаптации воспитанников.

6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников
6.1. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения
детьми с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ТПМПК и могут включать в том числе:
• разработку адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
• разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
• адаптацию учебных материалов;
• разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы;
• внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга
результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанником;
• другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ДОУ.
6.2. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия воспитания,
обучения и развития, требующие организации воспитания и обучения по индивидуальному
образовательному маршруту, медицинского сопровождения, в том числе:
• организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня
(снижение двигательной нагрузки);
• снижение объема обучающих занятий;
• предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь;

•

другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции

ДОУ.
6.3. Рекомендации Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника, испытывающего трудности в освоении основной образовательной
программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации могут включать в
том числе:
• проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с воспитанниками;
• разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
• адаптацию учебных материалов;
• разработку
индивидуальной профилактической программы в отношении
воспитанника с девиантным поведением;
• другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ДОУ.

7. Права и обязанности
7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право:
• присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании
Консилиума при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной
программы, степени его социализации и адаптации;
• знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;
• вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных
условий;
• получать консультации специалистов Консилиума по вопросам реализации мер,
необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адаптации,
включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи;
• получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности
Консилиума.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:
• неукоснительно следовать рекомендациям Консилиума (в ситуации согласия с его
решениями);
• обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих занятий и
курсов специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты Консилиума обязаны:
• руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими
принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей;
• применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в
воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников;
• не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об
изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического
сопровождения;
• соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное
разглашение сведений о детях и их семьях.
7.4. Специалисты Консилиума имеют право:
• иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников,
испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной
адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в
документации Консилиума;
• представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и
направлениях собственной деятельности в качестве представителя дошкольного
образовательного учреждения при обследовании ребенка на Консилиуме.

8. Документация Консилиума в ДОУ
8.1. В перечень документации Консилиума в ДОУ входит:
• приказ о создании Консилиума с утвержденным составом специалистов Консилиума;
• Положение о Консилиуме в ДОУ;
• график проведения плановых заседаний Консилиума на учебный год;
• журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших Консилиума;
• журнал регистрации коллегиальных заключений Консилиума;
• журнал направлений воспитанников на ТПМПК;
• протоколы заседания Консилиума;
• карта
развития
воспитанника,
получающего
психолого-педагогическое
сопровождение:
• результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;
• представление воспитанника на ТПМПК;
• коллегиальные заключения Консилиума;
• карта индивидуальных достижений;
•
согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4262

9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Настоящее положение вступает в силу с 01 октября 2019 года.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме принято с учетом мнения: совета
родителей (законных представителей) (протокол № 3 от 20.09.2019г.); педагогического
совета (протокол № 1 от 28.08.2019г.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».